Симфония окон: история, философия, технологии, конструкции, дизайн.
«История архитектуры – это история борьбы за окна», – говорил в 1929 г. Ле Корбюзье, мастер модернизма. Если бы он был жив, то смог бы наблюдать бурное продолжение этой борьбы, современные окно давно вышли за пределы его необычного воображения , как дизайном так и функциональными характеристиками . Такими словами начинается статья, которая полностью посвящена современной индустрии окон, в американском журнале Architectural Record (№8, 2003 г.).
Как говорят её авторы, сейчас, вместо того, чтобы относиться к окну как к обычному проёму в стене, созданному для освещения, вентиляции и эстетического удовольствия от окружающей природы, архитектор склонен рассматривать застекление как определяющий элемент в проектировании и функциональности будущего дома.
Это более сложная задача, но в итоге, и вознаграждение продвинутых и экспериментирующих архитекторов и проектировщиков.
Сегодня окна являются неотъемлемыми составными компонентами сложных абрисов строений. Изготовители окон производят всё новые и новые технологии по улучшению видимости, безопасности и комфорта. В настоящее время окна стали элементом необычайно сложных систем, которые контролируют свет, вентиляцию, влажность, пыль, звук , а также инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.
И ни один из элементов здания не оказывает такого большого и серьезного воздействия на проект здания, как окно: восприятие пространства, взаимоотношение с окружающей средой, эксплуатационные параметры строения, детали экстерьера и интерьера.
Восхищают и впечатляют не только конструкции и формы, но и характеристики современных окон.
Как же все таки современное окно выглядит?
Сейчас производители предлагают архитекторам огромный ассортимент оконных конструкций и дизайна: бесконечные вариации степеней прозрачности, несколько десятков разновидностей рам и способов их закрывания, разнообразие изоляционных материалов и оборудования систем безопасности.
Окна успешно «соревнуются» с изолированными стенами, с тепловой точки зрения, т.е. в сокращениях тепловой и холодовой нагрузок. Или другими словами, окна приравнялись к стенам и наоборот, как говорится "окна растворились в стенах".
Для производства и установки окон в доме важное значение имеет климат, расположение и ориентация здания на местности, как, впрочем, и сама местность. Если сказать другими словами, только холистический («холизм – философия целостности» – прим. авт. перевода) подход к проектированию здания может обеспечить его энергетическую эффективность.
При разработки дизайна оконных проёмов, нужно обращать внимание на тип, эффективность и степень использования отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха; программы коммунальных служб; внутренние нагрузки; вид из окна, его ориентацию по сторонам света и затенённость.
Многие исследователи часто задаются вопросом: технический прогресс шагает впереди устремлений массовой культуры или наши ли потребности являются стимулом развития и создания новых технологий ?
Очевидно только одно: стекольная и оконная индустрии внесли несколько блестящих и увлекательных глав в социальную, культурную и архитектурную историю.
Производство стекла, прежде всего
С самого начала образования нашей планеты , стекло формировалось естественным образом – в высоких температурах , которые сменялись охлаждением и быстрым затвердеванием природных элементов. Такие процессы происходили при извержении вулкана, разрядах молнии или ударах метеоритов. Древний человек использовал природное вулканическое стекло для режущего оружия – минерала обсидиана.
Впервые стекло открыли древние финикийцы около 5 тыс. лет до н.э. Самое раннее непрозрачное стекло нашли в Месопотамии и датируется XVI в. до н.э.
Основным прорывом в производстве стекла, было зарождение между VII в. до н.э. и ХIV в. н.э. стеклодувной техники, приписываемой сирийским мастерам.
Первыми кто использовал стекло в архитектурных целях были древние римляне, они обнаружили способ изготовления прозрачного стекла, добавляя в процесс изготовления стекла оксид марганца. И произошло это событие в Александрии в 100 г. н.э. Несмотря на то, что стекло получалось низким качеством, окна из литого стекла появились в самых важных зданиях Рима и в роскошных виллах Геркуланеума и Помпей. С закатом Римской империи прорыва в области производства стекла не было, и ничего совершенно нового, вплоть до Средних веков, не обнаружено .
В Германии в ХI в. в первые были изготовлены стеклянные листы по технологии, получившей последующее развитие в ХIII в. в Венеции. В то время выдувались полые стеклянные сферы, которые под действием гравитации и притяжения растягивались в цилиндрические тела. После их обрезали по длине и раскатывали по плоскости. Такое оконное стекло называли «лунные стекла», его окантовывали и соединяли краями до размера оконного проёма. В те далекие времена глянцевание окон было большой редкостью. Глянцевание окон использовали в основном только для остекления дворцов и храмов.
У большего количества других зданий окна были маленькие, а интерьер состоял из темных тонов . Самым распространенным «остеклением» оконного проёма в Европе, в то время, была масляная бумага (и ставни). Только с середины ХVIII в. началось массовое производство плоского оконного стекла, но его могли приобрести только очень состоятельные люди.
Передовая техника стеклопроизводства
С развитием промышленной революцией пришёл почти 200-ий «светлый» период оконных технологий и более распостраненного применения оконного стекла в архитектуре.
Производство плоского стекла усовершенствовали, путем обрезания и вращения надутого шара. Теперь стеклянный пузырь надувал воздушный компрессор, который могли вдоль разрезать, заново нагреть, а затем положить на железный стол, где лист распластывался от собственной тяжести. Таким образом, производство стекла в результате резко увеличилось.
В середине ХIХ в. мир был восхищен дизайном Хрустального Дворца в Лондоне, который сделали из 300000 листов стекла. Этот Дворец, по мнению многих архитекторов и дизайнеров, служит прообразом творений архитектурного модернизма.
Весьма важным событием в увеличении производства стекла стало внедрение регенеративной печи. Высокие температуры уменьшили время плавления. Произошла замена пода стекловаренной печи на обширную ванну, в которую материалы стекали напрямую,что позволило обеспечить непрерывность производства стекломассы. Но окна и оконные рамы все ещё делали ручным способом, но из-за увеличения производства стекла обеспечило доступность для более широких слоёв населения.
Конец ХIХ в. –это было время быстрых смен стилей жилой архитектуры.Стили менялись: «Возрожденческий» стиль Европы, заимствованный Америкой, стили Beaux Arts, Queen Ann, Tudor...
И все равно окно так и не заняло значительной роли в дизайне дома. Окна в таких архитектурных стилей служило всего лишь элементом украшения деревянных и каменных фасадов, окна давали плохой обзор и плохо проветривали помещение.
Даже в некоторых странах использовали «французский колониальный» стиль окна (окно было длинное, что позволяло увеличить естественную вентиляцию) или «испанский колониальный» стиль (окна были маленькие и выходили на юго-запад, что служило защитой от палящего солнца).
В конце ХIХ в. коммерческие здания в США и Европе, которые были с фасадами из литейного чугуна предвосхитили дизайн «стены-занавеса», теорию небоскребного проектирования и мечту о стене с гладкой стеклянной поверхностью.
Первый шаг к производству таких «стен-окон» был сделан в Бельгии в 1905 г., где удалось вертикально извлечь из ванной стекловаренной печи стеклянный лист нужной ширины.
Промышленное производство листового стекла по бельгийскому методу началось только в 1914 г. Это привело к тому, что в первой половине XX в. появились дома со значительной стеклянной поверхностью стех.
В 1938 г. впервые был построен так называемый ветрозащитный дом (или как его еще называли дом-«ветровое стекло» для очень богатой нью-йоркской семьи). Дом представлял собой огромные листы зеркального стекла, которые были обрамлены в металлические рамы, что давало владельцам широкий панорамный обзор местности.
Модернистская эстетика огромных пространств полированного стекла стен зданий была стремительно представлена после Второй Мировой войны британской фирмой Pilkington Brothers Ltd. в 1959 г. Это технология представляла собой блестящую шлифовку листового стекла до оптического зеркального совершенства.
Следующий строительный бум был послевоенный, где был вызвал огромный интерес потребителей к «окну-картине». Домовладельцам пришёлся по вкусу не только стиль модерн, но также красота пейзажа и огромное обилие дневного света, которое достигалось большими окнами.
Далее последовало усовершенствование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, что привели к уменьшению значимости окон как источника дневного освещения и вентиляции. В Европе и Америке, особенно 60-е г., промышленные новшества стали толчком высокого уровня жизни, что хорошо сочеталось с большим числом дешёвых энергоресурсов.
Однако далее последовал энергетический кризис 70-х гг. ХХ в. с высоким повышением цен на энергоресурсы, что вызвало необходимость создания передовых конструкций окон, которые бы обеспечили бoльшую освещенность зданий, их отопления солнечной энергией, улучшения естественной вентиляции и разработка фотоэлектричества.
Просачивание этих инновационных идей в стройиндустрию достигло лишь в 80-е гг. На сегоднейшний день существуют следующие модификации окон: одинарное, двойное и тройное остекление окон; стеклоизоляция с газовым наполнением; стёкла с регулируемым теплопритоком и теплопотерей путём теплопроводности и инфильтрации и т.д.
Таким образом, новые строительные технологии переплетаются между собой и обогащают друг друга, позволяя стеклянным и другим элементам здания совмещать и выполнять всё более многочисленный и сложные функции. Компания "Лиственок" поможет вам воплотить ваши идеи и задумки по обустройства вашего дома. Наши окна обладают самыми разнообразными характеристиками, которые позволят удовлетворить ваши запросы.